Районная научно-методическая конференция
«Совместная деятельность детей и взрослых в рамках
учебно-воспитательного процесса, способствующая формированию
воспитывающей среды детского объединения»
«Дополнительное образование в системе воспитательного процесса школы»
Леванова Инна Александровна,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ села Запрудное
Питерского района Саратовской области»
-2014-
|
Наступивший XXI век называют веком Человека. И если образование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре общественных явлений находится человек, то в связи с переходом общества к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем.
Сегодня приоритеты в образовании связаны, прежде всего, с интересами человека и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе оптимизации образовательного процесса, на формирование духовности, активной гражданской позиции личности, ее информационной культуры, на обеспечение условий для проявления и реализации возможностей и способностей каждого школьника, для профессионального самоопределения обучающихся.
Современное образовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Главная задача образования - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Наша школа на сегодняшний момент может заявить о себе как современная, гуманная, личностно - направленная. В школе ученики получают знания, развивают способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, учит детей ценить и развивать свою собственную и уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.
Воспитательный процесс, является частью образовательного процесса и организуется на основе комплексного подхода к решению разных задач.
Воспитательная система школы состоит из направлений связанных между собой.
1.Здоровьесбережение, формирование здорового образа жизни.
2.Формирование гражданско-патриотического сознания нравственности.
3.Формирование лидерских качеств, развитие самоуправления.
4.Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями учащихся.
5.Экологическое направление.
6.Художественно-эстетическое.
7.Досугово-развлекательное.
8.Позновательное направление.
Для решения этих аспектов в школе расширяется сеть дополнительного образования. Дополнительное образование способствует индивидуальному развитию ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, а также предусматривает сотрудничество детей, педагогов, родителей, всех специалистов в организационно-педагогической деятельности. Несмотря на то, что дополнительное образование, как и другие типы и виды образования ведётся по конкретным образовательным программам с единым подходом и общей деятельностью, оно имеет и свои особенности: программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, а предлагаются на выбор, в соответствии с интересами, природными склонностями детей и их способностями. Эти программы имеют отличительную особенность - все они «идут» за ребенком, тогда как школа вынуждена «подгонять» учеников под программу (федеральные и региональные стандарты).
Свою педагогическую деятельность в качестве педагога дополнительного образования я веду с сентября 2013 года по художественно-эстетической направленности. Удалённость села от культурных центров ограничивает возможность детей выбора объединений по интересам, кружков и секций. Именно поэтому с целью учёта интересов и большего охвата ребят школы дополнительным образованием я организовала свою деятельность по двум направлениям:
- декоративно-прикладному через дополнительную образовательную программу «Вдохновение». В этом детском объединении ребята осваивают различные виды декоративно-прикладного творчества. Шитьё тряпичных кукол, солёное тесто, папье-маше, вышивание - это не весь перечень того чем мы с девочками занимаемся в нашем объединении
- хореографии через дополнительную образовательную программу «Танцевальная студия «Забава»». Необходимость создания данной программы обусловлена тем, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности и запросы учащихся с 11 до 17 лет. (малыши тоже охватываются этой программой) По инициативе ребят организованы группы «Позитив» - девочки 9 класс, «Драконы» - мальчики 6-9 класс, «Волшебницы»- девочки 4-5 класс, «Восток дело тонкое»- девочки 7-8 класс, «Весёлые ребята» - дети младшего школьного возраста, где они знакомятся с танцами народов мира, с русскими народными и современными танцами. Такой дифференцированный подход помогает мне учитывать и развивать познавательные способности детей и более индивидуально подходить к ребятам детского объединения.
Особенно хотелось бы остановить внимание на деятельности самых младших ребят группы «Весёлые ребята». Её деятельность организуется с акцентом на игровые технологии, применяемые в танце. Ребята с удовольствием принимают участие в танцах, инсценировках с игровыми элементами. Хотя проигрываемые ситуации воображаемы, но чувства переживаемые играющими реальны. Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности.
Работая с детьми, убеждаюсь в том, что мир детства поистине загадочный и неповторимый. Подчас смотришь на детей и удивляешься, сколько в них энергии, отзывчивости, фантазии, стремления что-то сделать. А ещё невольно замечаешь в каждом ребёнке частичку себя. И это не случайно. Ведь мы педагоги являемся для детей тем идеалом, к которому они стремятся, так же как они хотят быть похожими на своих родителей. Для того чтобы правильно и слаженно построить работу в детских объединениях, стараюсь наладить постоянный контакт с классными руководителями и родителями. Я знакомлю их с образовательным процессом, приглашаю на выставки творческих работ, концерты и мероприятия. Педагоги помогают мне в организации и проведении мероприятий, оказывают методическую помощь, принимают участие вместе с детьми и родителями в мероприятиях и конкурсах.
Родители оказывают помощь в подготовке костюмов для выступления, предоставляют по возможности материал необходимый для работы (материал, нитки, пряжу и т.д.). Родители принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях, которые мы организуем для них«Мой папа лучше всех», «Мама, мамочка, мамуля», участвуют в вечерах отдыха «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Родители являются активными помощниками в моей работе. И мы вместе стараемся содействовать гармоничному развитию личности ребёнка, совершенствовать их творческие способности, духовные и физические потребности.
Воспитание – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей – обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей - семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А в системе дополнительного образования сотрудничество детей и взрослых является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Яркие моменты из жизни моих детских объединений я запечатлела в мультимедиа презентации и хочу представить её вашему вниманию (идёт показ).
Библиографический список используемой литературы:
1.Н.А. Алымова, Е.И.Надточий, Школьное самоуправление. Волгоград издательство «Учитель».
2.С.В.Кульневич., Т.П. Лакоценина, Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Издательская программа «Педагогика нового времени» г. Воронеж 2006г.
3. М.А.Павлова, Моделирование воспитательной системы в 5-9 классах. Планирование, диагностика, досуговая деятельность. Волгоград: Учитель,2009.
4.А.С.Роботов, И.А.Хоменко, Шапошникова. Директору школы о сотрудничестве с родителями. М.:Сентябрь,2001.
|