Суббота, 05.10.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ с. Запрудное"

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общие файлы » файлы учителя начальных классов

Риторика
[ Скачать с сервера (21.2 Kb) ] 11.01.2014, 13:18
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., а также базисным учебным планом МОУ «СОШ с.Запрудное» и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Объем учебного времени, отводимого в 3 классе – 1 час в неделю (34 часа) Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества» Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении) – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3-й класс[1] Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: – формулировать тему урока после предварительного обсуждения; – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: – приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать особенности диалога и монолога; – анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; – использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; – знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); – пользоваться основными способами правки текста. Содержание программы. ОБЩЕНИЕ. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. Класс: 3 Учитель: Захарова Р.И. Количество часов: Всего - 34 часа; в неделю - 1 час. Плановых самостоятельных работ - 2; Административных контрольных уроков_______ ч. Планирование составлено на основе авторской учебной программы Т.А.Ладыженской. Детская риторика: 2009. /Сборник программ «Образовательная система Школа 2100»/под ред. Д.И.Фельдштейна./ –М.: Баласс,2009г. «Проверено» Зам.директора по УВР___________О.В.Фортун «­­­____»___________________2013г № п/пНаименование разделов и темВсего часовХарактеристика деятельности учащихсяДата
планфакт
Часть1. Общение. 17
1 Наука риторика.4Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П). Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П). Называть задачи общения (Н). Называть некоторые коммуникативные профессии (Н). Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н). Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н)
1.1Проверь себя. 1
1.2Что мы помним о речевой ситуации. 1
1.3Твои речевые роли. 1
1.4С какой целью? Зачем?1
2 Учимся говорить.5Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П). Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П). Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
2.1Неподготовленная речь. 1
2.2-2.3Подготовленная речь, приёмы подготовки. 2
2.4Говорим подробно, кратко. 1
2.5Похвала (комплимент)1
3 Слушаем, вдумываемся.2Называть задачи слушания (П). Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н). Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
3.1-3.2Слушаем, вдумываемся.2
4 Учимся читать, писать.3Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П). Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П). Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
4.1Читаем учебные тексты. 1
4.2-4.3Учимся писать, редактировать.2
5 Вежливое общение.2Давать определение вежливости (П). Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П). Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
5.1Понятие о вежливости. 1
5.2Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела – добрые слова. 1
6Итоговые задачи и игры. 1
6.1Итоговые задачи и игры. 1

Часть 2. Текст.17Называть признаки текста, типы текстов (Н). Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П). Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н). Различать диалог и монолог (П). Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
7 Разные тексты.2
7.1Проверь себя. Тексты разные нужны. 1
7.2Диалог и монолог.1
8 Правильная речь2Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П). Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н). Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
8.1Пиши правильно! 1
8.2Произноси правильно! Употребляй слова правильно!1
9 Правила успешного пересказа.4Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П). Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато, говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
9.1Пересказ. 1
9.2Выбери нужное. 1
9.3Цитата в пересказе. 1
9.4Кратко о книге.1
10 Поздравляю тебя… Вас.2Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П). Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
10.1Поздравляю… Кого? С чем? Как? Желаю… Кому? Чего? Как?1
10.2С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!1
11 Учись объяснять и доказывать.3Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
11.1Рассуждение. Вывод в рассуждении. 1
11.2Правило в доказательстве. 1
11.3Цитата в доказательстве. 1
12 Что общего – чем отличаются.3Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н). Называть правила сравнения (П). Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П). Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П). Реализовывать сравнительное описание разными способами (П).
12.1Сравни и скажи. 1
12.2Правила сравнения. 1
12.3Как строятся сравнительные тексты. 1
13Подведём итоги. 1
13.1Обобщение.1
Итого:34

Источники информации и средства обучения Учебник : Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М.Ладыженская, О.В. Марысева «Детская риторика в рассказах и рисунках» 3 класс, - М.: Баласс, Ювента. 2011 г. Дополнительная литература: Комплект наглядных пособий. 1 – 4 класс. Баласс. 2007г. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М.Ладыженская, О.В. Марысева Методические рекомендации для учителя. Уроки риторики к учебнику «Детская риторика в рассказах и рисунках» 3 класс, - М.: Баласс, Ювента. 2010 г. Итоговая аттестация (типовые тестовые задания ). (Рекомендовано МИОО) М.: - Изд. «Экзамен» Сборник программ . Образовательная система «Школа 2100» - М.: 2010г.

Категория: файлы учителя начальных классов | Добавил: Rocrk
Просмотров: 353 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz