Суббота, 05.10.2024, 02:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ с. Запрудное"

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общие файлы » файлы учителя начальных классов

Окружающий мир
[ Скачать с сервера (33.9 Kb) ] 11.01.2014, 13:17
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и обеспечена УМК: учебниками «Окружающий мир» (Обитатели Земли, Мое Отечество) для 3 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин . В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной основной образовательной программой ОС «Школа 2100» ФГОС, а также базисным учебным планом МОУ «СОШ с.Запрудное» курс обучения окружающего мира в 3 классе составляет 68 часов (2 часа в неделю) Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3-4-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Часть 1. Обитатели Земли 1-я линия развития – уметь объяснять мир. - приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; - животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. Часть 2. Моё Отечество 1-я линия развития – уметь объяснять мир: - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. Содержание программы. Раздел 1: «Обитатели Земли» (35 ч)
Вещество и энергия (4 ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (13 ч)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение изученного материала – 2 ч.
Часы по выбору учителя – 2 ч.
Так же на уроках окружающего мира продолжается работа ,направленная на развитие представлений младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» является продолжением программы «Разговор о правильном питании» и предназначена для учащихся 3-4 классов. В 3-м классе изучаются следующие темы:
1.Давайте познакомимся.
2.Из чего состоит наша пища.
3. Что нужно есть в разное время года.
4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
5.Где и как готовят пищу.
6.Как правильно накрыть стол.
7.Молоко и молочные продукты. Раздел 2: «Мое Отечество» (35 ч) Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространенных в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, мое Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX–XIII века (5 ч)
Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV–XVII века (4 ч)
Время создания Московского государства – время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров – первопечатник.
Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.
Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы (5 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (6 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Повторение изученного материала – 4 ч






Класс - 3 Учитель: Захарова Р.И. Количество часов Всего - 68 часов; в неделю__2_ часа. Плановых контрольных уроков - 4ч., тестов - 2ч.; Административных контрольных уроков _____ ч. Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы./авт. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др./ Сборник программ «Образовательная система Школа 2100»/под ред. Д.И.Фельдштейна./ –М.: Баласс,2009г.

«Проверено» Зам.директора по УВР___________О.В.Фортун «­­­____»___________________2013г № п/п Наименование разделов и темВсего часов Характеристика деятельности учащихсяДата
планфакт
Часть 1. Обитатели Земли.
1Вещество и энергия.5
1.1Тела и вещества 1Приводить примеры веществ (Н). Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).
1.2Из чего состоит вещество. 1
1.3Что такое энергия. Давайте познакомимся. 1Приведение примеров движения под действием энергии (П).
1.4Превращение энергии. Из чего состоит наша пища.1
1.5Повторение темы «Вещество и энергия». Что нужно есть в разное время года.1
2Оболочка планеты, охваченная жизнью6 Характеризовать место обитания живых организмов (П).
2.1Где обитают живые организмы1Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).
2.2Большой круговорот веществ1Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).
2.3Живые участники круговорота веществ1Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).
2.4Обмен веществ в организме. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.1Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).
2.5Как живые организмы запасают энергию Солнца. Где и как готовят пищу1Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
2.6 Контрольная работа №1по теме: «Вещество и энергия. Оболочка охваченная жизнью».1
3Экологическая система. 10Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н). Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П). Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы (Н). Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).
3.1Работа над ошибками. Жизнь экосистемы. 1
3.2Почва- важнейшая часть экосистемы 1
3.3Экосистема озера 1
3.4Экосистема болота 1
3.5Экосистема луга 1
3.6Лесные производители 1
3.7Потребители и разрушители экосистемы леса 1
3.8Экосистема поля 1
3.9Аквариум- маленькая искусственная экосистема 1
3.10Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». ИОТ №36.1
4Живые участники круговорота веществ14
4.1Растения – производители. Как правильно накрыть стол.1Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н). Определять части цветкового растения (Н). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н). Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П). Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).
4.2Животные маленькие и большие 1Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н). Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н). Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П). Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П). Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П). Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П) Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).
4.3Маленькие рыцари 1
4.4Первый шаг из моря на сушу. 1
4.5На суше – как дома. 1
4.6Пернатые изобретатели. 1
4.7Наши братья. Молоко и молочные продукты. 1
4.8Осторожно, животные!1
4.9-4.10Прирожденные разрушители2Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).
4.11Экскурсия «Многообразие растений и животных». ИОТ №36.1Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н). Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П). Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П). Характеризовать работу людей по сохранению природы (П). Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).
4.12Как нам жить в дружбе с природой.1
4.13Контрольная работа №2 по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».1Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
4.14Проект «Сохраним красоту природы». 1
Итого:35

№ п/п Наименование разделов и темВсего часовХарактеристика деятельности учащихсяДата
планфакт
Часть 2. Моё Отечество.34
Как работать с учебником. 1Практическая работа Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений. Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н). Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П). Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).
1Твои родные и твоя Родина.4
1.1Живая связь времён. 1
1.2Как люди считают время. 1
1.3С чего начинается Родина? 1
1.4Память о прошлом.1
2Времена Древней Руси.4Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). Практическая работа Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П). Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П). Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).
2.1Как на Руси появилось государство? 1
2.2«Золотые ворота» в Древнюю Русь 1
2.3За землю Русскую! 1
2.4«Слово о погибели Русской земли» 1
3.Времена Московского государства.6
3.1От Древней Руси к единой России 1
3.2Земля и люди Московского государства. 1
3.3Москва златоглавая 1
3.4«Хуже грозного царя только междуцарствие» 1
3.5-3.6Повторение, подготовка к контрольная работе. Контрольная работа №12
4Времена Российской империи.5
4.1Пётр Великий 1
4.2Власть и народ в Российской империи 1
4.3Как Россия у Европы «училась» 1
4.4«Гроза двенадцатого года» 1
4.5Император-освободитель 1
5Времена Советской России и СССР.5
5.1Россия в огне 1
5.2«К светлому будущему» 1
5.3-5.4«Вставай, страна огромная» 2
5.5«Через тернии к звёздам»1
6Современная Россия.10Объяснять значение понятий «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П). Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П). Практическая работа Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П). Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П). Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).
6.1Я- гражданин России 1
6.2Власть народа 1
6.3Кто в государстве самый главный 1
6.4Народы России 1
6.5Наш общий дом 1
6.6Как нам жить? 1
6.7-6.8Повторение, подготовка к контрольная работе. Контрольная работа №22
6.9-6.10Проект «Сохраним историю родного края». Проект «Отмечаем государственные праздники»2
Итого:35

Источник информации и средства обучения
Для реализации программного содержания я использую следующие учебники и учебные пособия: Окружающий мир.3класс(«Обитатели Земли»). А.А.Вахрушев,Д.Д. Данилов,О.В.БурскийА.С. Раутиан.Учебник в 2-х частях. Часть 1. –М.: Баласс, 2011 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».3класс («Обитатели Земли»). А.А.Вахрушев,О.В.БурскийА.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2011 Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир».3класс («Обитатели Земли»). А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, О.А. Родыгина. - М.: Баласс, 2011
Окружающий мир.3класс(«Моё Отечество»). А.А.Вахрушев,Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин.Учебник в 2-х частях. Часть 2. –М.: Баласс, 2011
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».3класс («Моё Отечество»). А.А.Вахрушев,С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова. - М.: Баласс, 2011 Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир».3класс («Моё Отечество»). Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова. - М.: Баласс, 2011 Окружающий мир.(«Моё Отечество»). 3класс. Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, М.Е.Турчина. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010
Категория: файлы учителя начальных классов | Добавил: Rocrk
Просмотров: 371 | Загрузок: 27 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz