Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Математика
[ Скачать с сервера (23.2 Kb)
]
| 11.01.2014, 13:12 |
Пояснительная записка Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.и обеспечена УМК для 3 кл. Математика Л.Г. Петерсон. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, а также базисным учебным планом МОУ «СОШ п. Трудовик» курс обучения математике в 3 классе составляет 140 часов (4 часа в неделю). Цель курса — формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне. Задачи: · формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. · приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения. · формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления; · духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; · формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; · реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей; · овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых ждя повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе; · создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: 1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 2. Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а так же оценки их количественных и пространственных отношений; 3. Овладение письменной и устной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов; 4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5. Приобретение начального опыта применения математических заданий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере. Планируемые результаты обучения В результате работы по курсу «Математика» дети научатся: · названия и последовательность чисел в пределах 1000 ( с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду); · как образуется каждая следующая единица счета; · единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени ( секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин; · формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата); · пользоваться изученной математической терминологией; · читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; · представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; · выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком); · выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100; · выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях; · выполнять проверку вычислений; · использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; · читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов; · решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); · находить значения выражений в 2-4 действиях; · решать уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом действий; · строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон; · сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения; · определять время по часам с точностью до минуты; · сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему; · устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения( пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость) В процессе работы по курсу «Математика» дети учатся: · формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба); · формулу пути; · количество, название и последовательность дней недели, месяцев в году; · находить долю от числа, число по доле; · решать задачи на 2-3 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); · решать способом подбора неравенства с одной переменной; · использовать уравнения при решении текстовых задач; · выделять их множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник; · строить окружность по заданному радиусу; · выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры; · узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр; · выделять из множества параллелепипедов куб; · решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия ( сложение, вычитание, умножение, деление); · устанавливать принадлежность или непринадлежность к множеству заданных элементов; · различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; · читать информацию, заданною с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов; · строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации; · решать удобным для себя способом ( в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний; · выписывать множество всевозможных результатов(исходов) простейших случайных экспериментов; правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; · составлять алгоритмы простейших задач на переливания; Личностные результаты: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие морально-этнических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности. 2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний 3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации 4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики; 5. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций; 6. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности. 7. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя. Метапредметные результаты: 1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причину затруднения; 2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижений результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта. 3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера 5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка с средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности 7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением. 8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления. 9. Овладение навыками смыслового чтения текстов 10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях»автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения. 11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать. 12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний. 13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания. 14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика» результатов выполнения проектных работ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Числа и арифметические действия с ними (35 ч) Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых. Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел. Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом». Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел. Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе. Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий. Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами. Работа с текстовыми задачами (40 ч) Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Составные задачи в 2—4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел. Задачи, содержащие зависимость между величинами вида а = /У Х с: путь — скорость — время (задачи на движение), объем выполненной работы — производительность труда — время (задачи на работу), стоимость — цена товара — количество товара (задачи на стоимость) и др. Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности. Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач. Геометрические фигуры и величины (11 ч) Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершин ы, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними. Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число. Величины и зависимости между ними (14 ч) Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц. Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин. Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной. Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника.’ $ а Ь, Р (а + Ь) х 2. Формулы площади и периметра квадрата.’ 5= а’ а, = 4 а. Формула объема прямоугольного параллелепипеда . У = а х /У х с. Формула объема куба.’ а х а Х а. Формула пути и ее аналоги.’ формула стоимости С = а х х, формула работы А = и и др., их обобщенная запись с помощью формулы а Ь с. Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул. Построение таблиц по формулам зависимостей н формул зависимостей по таблицам. Алгебраические представления (10 ч) Формула деления с остатком.’ а /У х с + i-, i- < Ь. Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а +х = Ь, а—х Ь, х--а Ь, а ХХ = Ь, а: х = Ь, х: а Ь,). Комментирование решения уравнений по компонентам действий. Математический язык и ЭЛЭМЭНТЫ логики (14 ч) Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур. Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если..., то...», «каждый», «все», «найдется», <всегда», «иногда». Множество. Элемент множества. Знаки 1 и i Задание множества перечислением его элементов и свойством. Пустое множество и его обозначение: ‘. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна. Подмножество. Знаки 1 и Ё. Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств. Переменная. Формула. Работа с информацией и анализ данных (12 ч) Использование таблиц для представления и систематизации данных. Интерпретация данных таблицы. Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе. Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц у дерева возможностей. Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление представление. № п/пНаименование разделов, тем.Кол- во часов.Дата 1.Устная и письменная нумерация в пределах тысячи. Повторение. 1 2.Повторение. Операции с именованными числами. 1 3Множество и его элементы. 1 4.Способы задания множеств. 1 5.Равные множества. Пустое множество. 1 6.Диаграммы Эйлера-Венна. Знаки ∈ и ∉. 1 7.Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂. 1 8.Административная контрольная работа. 1 9.Р.н.о. Решение задач на приведение к 1. 1 10.Решение задач на приведение к 1 1 11.Подмноженство. Решение задач на приведение к 1. 1 12.Пересечение множеств. Знак ⋀. 1 13.Свойства пересечения множеств. 1 14.Пересечение множеств и его свойства.1 15.Задачи на приведение к 1 (второй тип)1 16.Объединение множеств. Знак V. 1 17.Умножение двузначного числа на однозначное в столбик. 1 18Свойства объединения множеств. 1 19.Объединение множеств и его свойства1 20.Классификация 1 21.Пересечение и объединение множеств. Задачи на приведение к 11 22.Контрольная работа № 1 по теме «Множества». 1 23. Нумерация натуральных чисел. Многозначные числа. 1 24.Сравнение многозначных чисел. 1 25.Нумерация и сравнение многозначных чисел.1 26-27Сложение и вычитание многозначных чисел. 2 28-30Сложение и вычитание многозначных чисел. 3 31.Контрольная работа № 2 1 32. Умножение на 10, 100, 1000. 1 33.Умножение круглых чисел. 1 34.Деление на 10, 100, 1000. 1 35.Деление круглых чисел. 1 36.Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000… Деление круглых чисел1 37.Единицы длины. 1 38.Единицы длины. 1 39.Единицы длины. 1 40.Единицы массы. Грамм. Тонна, центнер. 1 41.Единицы массы. 1 42.Единицы длины и единицы массы.1 43.Контрольная работа № 3 по теме «Единицы измерения». 1 44.Умножение многозначного числа на однозначное число. 1 45.Умножение многозначного числа на однозначное1 46.Умножение многозначных круглых чисел. 1 47.Решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности. 1 48.Умножение многозначных круглых чисел. Решение задач по сумме и разности1 49.Деление многозначного числа на однозначное. 1 50.Деление многозначного числа на однозначное. 1 51.Деление многозначного числа с нулем посередине на однозначное. 1 52.Деление многозначного числа с нулем на конце на однозначное число1 53 - 54Деление многозначных чисел. 2 55.Деление круглых чисел, сводящееся к делению на однозначное число1 56.Деление круглых чисел, сводящееся к делению на однозначное число1 57.Деление на однозначное число с остатком. 1 58.Деление круглых чисел с остатком1 59.Деление на однозначное число (и сводящиеся к нему случаи деления круглых чисел)1 60.Контрольная работа № 4 по теме « Умножение и деление»1 61.Преобразование фигур. 1 62.Симметрия. 1 63.Симметрические фигуры. 1 64.Симметрия. Симметрические фигуры. 1 65.Меры времени. Календарь. 1 66.Календарь. Неделя. 1 67.Календарь. Неделя. 1 68Таблица мер времени. 1 69Часы. 1 70.Таблица мер времени. Часы1 71.Сравнение, сложение и вычитание единиц времени. 1 72.Сравнение, сложение и вычитание единиц времени. 1 73.Переменная. 1 74.Выражение с переменной. 1 75.Высказывания. 1 76.Переменная, Высказывание1 77.Равенство и неравенство. 1 78Уравнения. 1 79.Равенство и неравенство. Уравнения. 1 80.Упрощение уравнений.1 81. Составные уравнения. 1 82.Составные уравнения. 1 83.Контрольная работа № 5 по теме: «Решение уравнений, равенств и неравенств». 1 84. Формула. Формулы периметра и площади прямоугольника. 1 85.Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. 1 86.Формулы периметра и площади прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда 1 87.Формула деления с остатком1 88.Решение задач по формуле 1 89.Формулы1 90.Скорость, время, расстояние1 91.Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути1 92.Формула пути. Решение задач. 1 93.Построение формул зависимости между величинами, описывающими движение, с использованием таблиц и числового луча1 94.Построение формул зависимости между величинами, описывающими движение, с использованием таблиц и числового луча1 95-97Решение составных задач на движение3 98.Решение составных задач на движение с использованием схем и таблиц1 99- 101Решение задач на движение. 3 102Контрольная работа № 6 по теме: «Решение задач на движение». 1 103.Умножение на двузначное число 1 104.Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости. 1 105.Умножение многозначного числа на двузначное. Формула стоимости. 1 106.Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число. 1 107.Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число. 1 108.Умножение на двузначное число. Решение задач на формулу стоимости1 109.Умножение на трёхзначное число. 1 110.Умножение на трёхзначное число с нулем в разряде десятков 1 111.Умножение на трёхзначное число 1 112.Работа, производительность, время работы. Формула работы. 1 113.Решение задач на формулу работы1 114.Решение задач на формулу работы1 115.Решение задач с применением изученных формул. 1 116.Контрольная работа по теме № 7 «Решение задач». 1 117. Формула произведения. 1 118.Формула произведения. 1 119-120Решение задач на формулу произведения2 121.Классификация задач.1 122-123Решение задач разных типов 2 124-125Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на трехзначное число 2 126-127Умножение многозначных чисел. 2 128Повторение.Умножение многозначных чисел1 129-131Повторение изученного. Решение задач. 3 132Переводная контрольная работа.1 133Повторение. Решение задач на движение1 134-135Повторение изученного. Решение задач. 2 136Итоговая контрольная работа за 3 класс.1 137-138Повторение. Единицы измерения 2 139-140Повторение. Решение уравнений, неравенств. 2 Итого 140 Источники информации. 1. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник в 3-х частях.-м. : Ювента, 2010г. 2. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации.-М. : Ювента, 2010г. 3. Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике в 2-х вариантах.-М.: Ювента, 2011г. |
Категория: файлы учителя начальных классов | Добавил: Rocrk
|
Просмотров: 217 | Загрузок: 21
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|