Суббота, 05.10.2024, 00:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ с. Запрудное"

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общие файлы » файлы учителя литературы

Конкурс на лучший урок
[ Скачать с сервера (15.7 Kb) ] 13.11.2013, 11:27
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
«Районный конкурс учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку» Номинация 1 «Урок» План – конспект урока литературы в 11 классе Тема: «Моя война еще стреляет рядом». (Человек и война в лирике Б.Слуцкого). Автор:
Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна,
учитель русского языка и литературе МОУ «СОШ с. Запрудное Питерского района
Саратовской области»







с. Питерка – 2013
Тема. «Моя война еще стреляет рядом». (Человек и война в лирике Б. Слуцкого).
Цель: показать, какое место в лирике поэта занимает тема войны, как она раскрывается в его стихах; проследить, к каким выводам подводит поэт своих читателей, что его беспокоит и волнует; в чём особенность изображения войны Слуцким; подвести к выводу о современности поэта. Оборудование: презентация «Моя война ещё стреляет рядом». Жизни, смерти, счастья, боли
я не понял бы вполне,
если б не учеба в поле,
не уроки на войне. Б. Слуцкий I. Объяснение нового материала. 1. Объявляется тема и эпиграф (слайд № 2)
2. Вступительное слово учителя. Соседство двух дат: 9 мая - Дня Победы и 7 мая - дня рождения Бориса Слуцкого - не удивляет. «Война сделала его поэтом, - утверждал Илья Эренбург, - война была его школой». Слуцкий был столь же категоричен: «…мое имущество тогда, начало 50-х годов, умещалось в одном чемодане. Единственным достоянием, настоящими пожитками были четыре года войны». (Слайд № 3) Вниз головой по гулкой мостовой Вслед за собой война меня влачила И выучила лишь себе самой, А больше ничему не научила. Войну против фашизма, как и большинство его сверстников, Слуцкий считал не только главным делом поколения, но и персональным долгом каждого. К тем, кто отсиживался в тылу и без кого тыл мог бы обойтись, относился с подчеркнутым неодобрением. Где же вы были в годы войны? Что же вы делали в эти годы? Как вы использовали бронь и льготы? Литературная судьба Слуцкого сложилась так, что, напечатав перед самой войной, в мае 1941 года, первое стихотворение, он замолчал на десять с лишним лет (по его собственному признанию, в войну он написал единственное стихотворение – «Кельнская яма»). Следующее стихотворение – «Памятник» – опубликовано в августе 1953 года в «Литературной газете», когда многие ровесники Слуцкого уже выпустили не одну книгу. Между этими двумя датами была война: Слуцкий пробыл на фронте все четыре года – как потом говорили, «от звонка до звонка». Начинал на Смоленщине, а закончил в Югославии и Австрии, стараясь служить в тех частях, которые «пехотнее» (этим словечком в письмах с фронта родным и друзьям он обозначал высшую меру военных тягот и опасностей), сполна изведал и фронтовых бед, и госпитальных мучений. «На войне, – это одна из записей Слуцкого, вошедших в "огоньковскую” книжечку, о которой я уже говорил, – я почти не писал по самой простой и уважительной причине – был занят войной. По нашу сторону фронта не было, как известно, ни вы- ходных дней, ни солдатских отпусков». (Слайд № 4) В декабре 1942 года Борис Слуцкий уходит в батальонные политруки. Друзьям сообщает: "Я начал службу с начала. Получил гвардии лейтенанта (не юридической службы!) и ушел на политработу… Замкомбатствовал. Повидал много кой - чего. Сейчас — старший инструктор политотдела дивизии”. (Слайд № 5) Ответственнее и тяжелее работы не было. Идти в атаку на шаг впереди командира. Всю ответственность за поражение брать на себя. Он много больше видел, чем солдаты. Точкой отсчета гражданской и поэтической биографии Слуцкого явилась именно Великая Отечественная война, ее трагические стороны, ее политические и нравственные уроки: Жизни, смерти, счастья, боли
я не понял бы вполне,
если б не учеба в поле,
не уроки на войне. Именно в военной теме и проявилось новаторство Слуцкого: поэт внес в осмысление войны свою философию, свои ракурсы, показал великую битву, говоря строкой Маяковского, "весомо, грубо, зримо". После войны закончил институт. «Я слишком знаменитым не бывал…! - писал Слуцкий, т. е. его читали, знали, но знаменитым он не был. Много переводил с различных языков: немецкого, ненецкого, грузинского, польского, английского. Он - переводчик Б. Брехта, Н. Хикмета, П. Неруды, Л. Арагона, Ю. Тувима, В. Броневского, Ю. Словацкого, К. Галчинского, Э. Межелайтиса. Незадолго до смерти, в 1988 г., в эпоху перестройки, когда разрешили печатать всё, Слуцкий вытащил из архива 3 тысячи стихотворений, которые никогда не публиковались. – Не определите ли вы, хотя бы приблизительно, вашу главную цель как поэта? – Выговориться. Ответ Бориса Слуцкого на вопрос журналиста газеты «Молодёжь Грузии». Три тысячи стихов для того, чтобы выговориться. (Слайд № 6) Учитель. Переводы его печатали, а его поэзию печатать не стремились. Кто из тогдашних редакторов, при тогдашней цензуре посмел бы напечатать вот это стихотворение, которое было написано в 1937 году, а напечатали его в журнале «Знамя» в 1988г. 3. Чтение учителем стихотворения «Рука». - Почему стихотворение не печаталось более 50 лет? ( Это стихотворение о репрессиях 1937 г. Об этом времени знали все, но молчали. Нельзя поэту говорить о правде, да и не напечатает его никто). - Почему стихотворение называется «Рука»? Чья это рука? (Название символично. Рука политической власти, рука хозяина, рука, олицетворяющая тоталитарный режим, рука хозяина, Сталина. Рука страшная, большая, накачанная могуществом, ужасом, натренированная от мордобоя). - Каков лирический герой стихотворения? ( Он наблюдает, переживает за англичанина. Англичанина забирают только потому, что он англичанин. Лирический герой сочувствует ему, но в то же время испытывает страх за свою жизнь. Но он пишет стихотворение, хранит, печатает только 1988 году). Учитель. У Бориса Слуцкого есть очень грустное стихотворение "Уже не любят слушать про войну...”. У него было полное право бросить этот упрёк молодому поколению: ведь Слуцкий был дважды ранен, контужен. После ранения он стал военным следователем дивизионной прокуратуры. Слуцкому дважды делали трепанацию черепа, и более двух лет он провёл в госпиталях. После этого болезнь долгое время напоминала о себе болями и бессонницей. Но главное – память. Она не даёт покоя всякому, кто прошёл через войну. Думаю, что стихи Слуцкого о войне не должны никого оставлять равнодушным. Многие стихи написаны по прошествии лет – это позволило осмыслить прошедшее и по-новому оценить его. Это оценка мудрого человека, близко видевшего смерть и знающего цену жизни. Война стала не частью его судьбы, а всей его судьбой. По своему восприятию войны Слуцкий, на мой взгляд, близок к В. Астафьеву и К. Воробьёву. Его стихи о войне скорее напоминают прозу. "Слуцкий научил меня тому, что и прозаизированный стих может оставаться поэзией, " - писал Е.Евтушенко. Приведу выразительный пример на этот счет. (Слайд № 7) 4. Чтение учителем стихотворения «Расстреливали Ваньку – взводного…». - За что расстреляли взводного? (Расстреляли, потому что остался живой, не смог объяснить, что он случайно остался живой, расстреляли в назидание другим). Учитель. Почему же поэт считает важным и нужным говорить о войне, хотя она далеко позади? Всё потому, что человечество стоит буквально на краю пропасти: мир, охваченный безумием, находится в преддверии ядерной войны. Достаточно одного неверного движения, чтобы разразилась катастрофа. Нельзя закрывать глаза на это: Ещё боятся слушать про войну
грядущую,
её голубизну
небесную,
с грибами убивающего цвета. Способность заглянуть в будущее, желание предупредить о грядущей опасности делают стихи Б.Слуцкого удивительно современными. Мы отчётливо слышим его голос. Это голос неравнодушного человека и талантливого, неповторимого мастера слова. Снова и снова возвращался Слуцкий к пережитому в те трагические годы. «В моем стихе, – признавался он, – как на больничной коечке, к примеру, долго корчилась война». 5. Чтение учителем стихотворения «Немка». - В чём её вина? (В том, что она немка, её вины нет). - С чего начинается стихотворение, с каких слов? Что хотел подчеркнуть автор этими словами? (Она имеет право на три вещи). - Может ли человек выжить в этих условиях? (Нет. И первая строка звучит как рефрен. Понимали все: автор, немка, лирический герой – идёт сознатель- ное уничтожение ни в чём не повинных людей). Учитель. Стихотворение написано во время войны, но опубликовано было в 1988 году. Человек и война... Подобное противостояние описано не раз. У Слуцкого оно усилено рядом других образов: человек и смерть, человек и... мороз, охватывающий душу до смерти. Выжить на войне – долг солдата. Выжить, чтобы рассказать честно и правдиво о том, что это такое. Об этом стихотворение "А на снежной войне...”. 6. Чтение стихотворения "А на снежной войне...”. Лирический герой военной лирики Слуцкого – молодой человек, каким он был сам в годы Великой Отечественной. Многое на войне для него было впервые: глоток водки, грязь, смерть, крушение идеалов. Хрупкой и незащищённой оказывается человеческая жизнь в этом противостоянии войне и морозу: "Между ним и погибелью нет ничего”. Привлекает внимание дважды использованное определение: душа бренная, бедная; тело бренное, бедное. Уточним значение слова "бренный” – тленный, преходящий. Эти определения только подчёркивают непрочность человеческого бытия на войне. Но надо выжить, потому что нравственный долг каждого воевавшего – расска- зать страшную правду военных будней: И от смерти ему причитается льгота
Все четыре без малого года.
Потому что ему описать предстоит,
Как один посреди всей войны он стоит. Послевоенная лирика поэта на уроке может быть представлена стихотворе- нием «Песня», эпиграфом к которому Слуцкий взял строчку Д. Самойлова: "На перекрёстке пел калека”. 7. Чтение стихотворения «На перекрёстке пел калека”. Тогда, в первые послевоенные годы, человек - обрубок, ползущий по асфальту, был обычным явлением. И случилось страшное: люди привыкли к виду человеческого горя. Но поэт не может остаться равнодушным, хотя и сам испытал многое: – Сам – инвалид.
Сам – второй группы.
Сам – только год пришёл с войны. –
Но с ним решили слишком грубо,
С людьми так делать не должны. С горькой иронией говорит он о песне калеки: Поёт он мысли основные
И чувства главные поёт
О том, что времена иные,
Другая эра настаёт. (Слайд № 8) Нарушение лексической сочетаемости (поёт мысли, чувства поёт) призвано подчеркнуть несоответствие между благостным содержанием песни и жёсткой судьбой калеки. Автор далёк от морализаторства, он ни в чём не упрекает людей, равнодушных к чужой беде. Он не делает никаких выводов. Вывод ясен и так: война принесла много горя и бед, но человек всегда надеется на лучшее и верит в него. Чувства поэта самые противоречивые: сознание своего бессилия перед равнодушием улицы, сострадание к инвалиду, горькая ирония от невозможности изменить что-либо в жизни, где не всегда, увы, всё так складно, как в песне. В песне – наивная вера в лучшее: ведь война окончилась. В ней нет озлобленности за то, что судьба так жестоко обошлась с человеком. И от этого ещё пронзительнее звучит невысказанная мысль: война – зло, которое не должно повториться, она противна природе жизни и природе человека. Война закончилась для Слуцкого благополучно. В 1952 году Слуцкий пишет стихотворение «А мой хозяин не любил меня». Я вам прочту, а вы озаглавьте его. 8. Чтение учителем стихотворения «Хозяин». - Кого автор имеет в виду? (Сталина). - Как бы вы озаглавили стихотворение? (Хозяин). - Автор пишет: «Таких, как я, хозяева не любят». - Каких таких? (Честных, правдивых, отдающих себя служению Родине). Учитель. Гадать не нужно, о каком хозяине речь. И хотя времена были уже хрущёвские, но не забудем, как Хрущёв сказал во гневе: во всем я – ленинец, а в отношении к искусству – сталинец. Это теперь мы убедились, что и Ленин, и Сталин «в отношении к искусству» близнецы-братья с той лишь разницей, что один, как утверждали, любил слушать «Аппассионату», другой – «Сулико». Но тогда ещё были иллюзии. Стихи Слуцкого ходили по Москве, но напечатать... Голову могли оторвать за это, партбилет отнять или лишить редактора кресла. Закончилась сталинская эпоха, возникла возможность покинуть Россию в конце пятидесятых годов. Слуцкий, несмотря на тяжёлую жизнь, не уехал за границу. Почему? В стихотворении «Солнце ушло на запад…», написанном в конце пятидесятых годов, содержится ответ на этот вопрос. (Читаю стихотворение). - Почему же Слуцкий не уехал за границу? (Здесь всё родное, здесь корни, здесь меня все понимают. Там сытнее, но там я чужой). Последние девять лет в жизни поэта были в высшей степени мучительными: в мае 1977 года, после смерти жены Татьяны Дашковской, Слуцкий, впав в состояние душевной депрессии, перестал писать стихи. "В октябре 1983 года, - вспоминает А.Борщаговский, - Борис позвонил мне из больницы... Я попросил разрешения прийти к нему в палату. После долгой паузы он сказал: "Саша... Не к кому приходить..." - "Но стихи, - взмолился я, - мы ведь все время читаем твои новые стихи!" - "Новых нет. Все старое. Я больше не пишу". (Слайд № 9) Сам себя присудил к забвенью,
Стиснул зубы и замолчал
Самый сильный из поколенья
Гуманистов-однополчан.
Ю. Друнина. "Памяти Бориса Слуцкого". (Слайд № 10) Больной, одинокий, надломленный, до конца своих дней поэт остро переживал за свой неправедный выпад против Пастернака: 31 октября 1958 года Б. Слуцкий на собрании московских писателей, не устояв перед угрозой партийно-литературной номенклатуры, выступил с осуждением романа "Доктор Живаго". Б.А.Слуцкий умер 23 февраля 1986 года. Его все время терзал страх забвения: Ударь, но не забудь.
Убей, но не забудь. Тревожные опасения Слуцкого, как показало время, были напрасны. II. Вывод: • Слуцкий начинал свою литературную деятельность до войны. • Многие из его стихотворений пришли к читателю только в годы перестройки. • К началу 1985 года в его архивах хранились 3 тысячи раннее не опубликованных стихотворений. • Главная цель его как поэта – выговориться. Поэт считает, что он должен «отвечать на всё и за всё». • Особенность стихотворений Бориса Слуцкого – прозаизация, т. е. его стихи очень близки к прозе, иногда отсутствует рифма. • Изображая войну, он говорит правду, поэтому многие критики считают, что главным героем поэзии Слуцкого является совесть. (Слайд № 11) Умоляю вас, Христа ради, С выбросом просящей руки: Раскопайте мои тетради, Расшифруйте мои черновики. Побудь моими стихами, Постой хоть час со мной, Дай мне твоё дыханье Почувствовать за спиной. (Слайд № 12) Д/З. написать сочинение – эссе «Моё отношение к лирике Б. Слуцкого». Литература 1. Борис Слуцкий «Я историю излагаю...», Издательство «Правда», 1990. 2. Р. Банчуков «Четыре судьбы», «Вестник» № 13, 1998. 3. Интернет, сайт «Про школу».
Категория: файлы учителя литературы | Добавил: Rocrk
Просмотров: 174 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz