Суббота, 05.10.2024, 00:18
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ с. Запрудное"

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общие файлы » файлы библиотеки

Чтение основа интеллектуального развития личности школьника.
[ Скачать с сервера (8.9 Kb) ] 08.02.2014, 12:04

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа с.Запрудное Питерского района    Саратовской области»

 

РМО школьных библиотекарей

 

 

Чтение основа интеллектуального развития личности школьника.

 

 

Сообщение библиотекаря

 МОУ «СОШ с.Запрудное»

Султановой Н.Ф.»

 

 

 

 

Питерка

-2013-

 

Чтение — это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности.

Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.

Библиотека, древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда — низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация — нация развивающаяся.

 Понятие «интеллектуальное развитие» в современной науке еще разрабатывается. Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвященные умственным особенностям младших школьников. На первый план выдвинулся вопрос об ускорении умственного развития, о неосновательности сложившихся прошлом представлений о возрастных возможностях детей.

Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений. Проблема возрастных особенностей – одна из трудных проблем науки. Об этом говорили Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин.

Проблема заключается в том, что у многих школьников интеллектуальные способности находятся на низком уровне развития, что в свою очередь, затрудняет процесс усвоения любого материала.

Для интеллектуального развития школьников можно использовать следующие виды и формы работы:

1. Привлечение к чтению. Выбор книги.

Праздники детской книги.

Благотворительные акции: посещение детской неврологической больницы с обзорами детской литературы

Рекомендательные беседы и обзоры литературы.

Мини-обзоры, мини-рецензии на интересные, новые книги.

Интеллектуальные игры, конкурсы эрудитов, турниры знатоков.

Презентации книг, реклама книг.

Обзоры журнальных публикаций.

Индивидуальные беседы, диалоги с читателями

Познавательно-развлекательные программы.

2. Чтение — процесс творческий

Час чтения в библиотеке: чтение небольших по объему текстов, представляющих различные области знаний, художественной литературы.

Формируемые умения: Расширение круга чтения, получение удовольствия

 от чтения

Литературная мозаика (Читаем отрывки произведений, составляем общий рассказ)

Формируемые умения: Умение общаться, сотрудничать друг с другом

Библиотечно-библиографические уроки «Читаем», «Ищем информацию», «Работаем со словарем, справочником, энциклопедией».

Формируемые умения: Умение искать и использовать информацию

Сказкотерапия.

Формируемые умения: Развитие эмоциональной устойчивости, получение удовольствия от чтения

Литературно-игровые программы

Формируемые умения: Актуализация предшествующих знаний, умение их использовать

Ролевые и коммуникативные игры (литературная основа)

Формируемые умения: Умение общаться, слушать собеседника

Творческие конкурсы фотографий, рисунков, рассказов, сказок.

Формируемые умения: Развитие творческих способностей

 

3. Привлечение родителей к детскому чтению

Литературные соревнования команды детей и команды родителей.

4. Развитие смыслового чтения

Конкурсы читательских отзывов о прочитанных книгах

Читательские конференции и диспуты

Формируемые умения: Умение аргументировано представить свое мнение о прочитанном, умение воспринимать другие точки зрения

Портрет писателя: что ты знаешь о писателе, его современниках, его произведениях (рассказы детей)

Формируемые умения: Развитие речи, тренировка памяти, «складывание» из разрозненных сведений целостного рассказа

Презентация книги, подготовленная юными читателями, реклама книги

Формируемые умения: Умение интересно рассказывать, донести идею произведения, основные мысли, представить сюжетную линию, стилевые особенности произведения, сравнить данную книгу с другой книгой

«Экскурсия по книге» — свободная форма рассказа о прочитанном

Формируемые умения: Умение давать личностную оценку прочитанного

Турниры юных пародистов

Дни читательского творчества: конкурсы чтецов, рассказчиков, художников.

Формируемые умения: Развитие творческих способностей

Составление аннотаций

Формируемые умения: Умение выявить наиболее значимую информацию, сформулировать главное

 

Категория: файлы библиотеки | Добавил: Rocrk
Просмотров: 144 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz